Своевременное
и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий
нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на
различных ее формах его деятельности. Важное значение имеет развитие всех
сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как
письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые
недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они
являются причинами дисграфии и дислексии.
А для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего
ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
1. Следует реально оценить состояние
здоровья ребенка. Он может быть соматически ослабленным, возможно целесообразно
проконсультироваться у невролога и у других узких специалистов. Если что-то
беспокоит в речевом развитии ребенка стоит обратиться за консультацией к
логопеду и не стоит ждать, когда ребенку исполниться 5лет, а то и 7лет.
2. Нельзя сводить проблему формирование
речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие
речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь
составной частью. Развитие речи в понимании многих родителей – это умение
читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение
рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше
научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны
развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не
учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не
является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое
средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего
последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки,
которые требуют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого, то
есть хорошего «фундамента» такого как чистое звукопроизношение, хороший
лексический запас, сформированный грамматический строй речи, развитый
фонематический слух (т.е. речевой слух). Овладение грамотой – не самоцель, это
определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную
предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
3. Так же надо осторожно относиться к
раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с
родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять
его проблемы приобщением к другой языковой системе. Потому что практически все
языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом.
Прежде всего, это касается фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет
в своем арсенале звуки, которые характерны только для него. Так в английском
языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное
произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается
речевым дефектом, требующим серьезной работы по его исправлению.
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и
накопленную к концу рабочего дня усталость, можно порекомендовать такие игры, в
которые возможно играть пока вы работаете на кухне, идете в магазин или из
детского сада. Например, игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты
приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать
горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он поможет вам и потренирует свои
пальчики.
«Волшебные палочки». Дайте ребенку счетные палочки или спички. Пусть он
выкладывает из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не
только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает
фантазию, воображение, наглядно-образное мышление.
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря:
«Угощаю». Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные
слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на
ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в
«кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного
шкафа? И пр.
«Опиши предмет». Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно
больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное,
кислое, круглое, твердое и т. д.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи:
«Приготовим сок». «Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш…
(грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из
чего?» и т. д.
«Один - много». «Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего?
(помидоров)» и т. д.
«Чей, чья, чьё». Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки
- (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
«Упрямые слова». Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые
никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю
пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.
Игры на развитие фонематического слуха:
«Повтори правильно». Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка;
плоды – плоты; коза – коса; мышка - мишка и т. д.
«Придумай слово». Ребенок должен придумать слово на заданный звук.
Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.
«Хлопаем в ладоши». Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда
услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и
т. д.
|