Для успешной коррекции речевых отклонений и
всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность
процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков
дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять
постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются
образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической,
грамматической сторон детской речи.
2.
Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
·
посредством
называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например,
это мяч, это шапка и т.д.);
·
в собственной
речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать
изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять
грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу;
думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
·
обращать внимание
детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из
повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например,
соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
·
привлекать
внимание детей к правильному пониманию н употреблению пространственных
предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на
стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь
карандаш за спину т.д.);
·
совершенствовать
грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня
синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6
красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс
приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится
блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые
качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4. Важную роль
в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их
роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление
коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов,
в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое
удовольствие ее обладателю - ребенку.
5. Важно, чтобы
вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка,
и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной
структурой родной речи.
6. Родители
должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то
слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно
отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные
особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь,
вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
|