Несмотря на
различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления,
указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
- Более позднее начало речи: первые слова появляются к
3-4, а иногда и к 5 годам;
- Речь аграмматична и недостаточно фонетически
оформлена;
- Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е.
ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- Речь детей с ОНР малопонятна.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Общее недоразвитие речи
характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их
единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики,
грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно
сохранным интеллектом.
Причиной
возникновения ОНР могут
быть: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время
беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или
групповой принадлежности, патология натального (родового) периода
(родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые
годы жизни ребенка и др.
Во многих случаях ОНР является
следствием комплексного воздействия различных факторов, например,
наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда
легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Наиболее сложным и стойким вариантом
является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время
беременности, родов и первый год жизни ребенка.
У всех детей с ОНР всегда
отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематичесого слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и
грамматического строя.
Недоразвитие речи у детей может быть
выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных
отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют
четыре уровня ее недоразвития.
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые
дети»).
Дети этого уровня для общения
пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями,
отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками
лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания»
ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с
первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей-олигофренов
(умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к
объему пассивного (слова которые ребенок знает и понимает их значение)
словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок
употребляет в своей речи).
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал; «бобо» - болит, смазывать). Отмечается также замена
названий действий названиями предметов и
наоборот («адас»-карандаш, рисовать; «туй»-сидеть, стул).
Характерным является использование однословных предложений. Период
однословного предложения, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии
ребенка. Однако он является господствующим только в течение 5-6 мес. и включает
небольшое количество
слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают
рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба»-дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У
детей же с общим • недоразвитием речи
наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом
конструкции предложений остаются полностью
неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит на стуле).
Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в
основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более
сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до
2-3 («ават» - кроватка, «тика»-электричка).
Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток
- молоко, копает - катает - купает). Задания по
звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких
звуков состоит слово)
Переход к II уровню речевого развития (зачатки общеупотребительной речи)
знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов,
появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.
Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм.
Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол-столы;
поет-поют) и относящимся лишь к некоторым
грамматическим категориям.
Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по
картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня.
Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный
характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок («Игаю мятику» - Играю мячиком).
Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий.
Одним и тем же словом могут быть названы
многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам
(муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации
- одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обозначаются любым из этих слов).
Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями:
часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное
употребляется в исходной форме («Кадас ледит аёпка» - Карандаш
лежит в коробке), возможна и замена предлогов («Тетатка
упая и тая» - Тетрадь упала со стола).
Произносительные
возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются
нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих,
свистящих, сонорных, звонких и глухих («тупаны» - тюльпаны, «Сина» - Зина,
«тява» - сова и т. п.); грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов («тевики» - снеговики).
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с
элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети этого
уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей
(воспитателей), вносящих соответствующие
пояснения («Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом
посьли пак» - С мамой ездила в
зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк).
Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Вместе с тем на
данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи,
правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются
строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
(«Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» - Коля пошел в
лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).
Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить
короткий рассказ.
В устном речевом общении дети
стараются «обходить» трудные для них слова и
выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается
необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы
в речевом развитии выступают
достаточно отчетливо.
Хотя дети
пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и
наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Недостаточный практический навык применения способов словообразования
обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду
с правильно образованными словами появляются ненормативные
(«столёнок» - столик, «кувшинка» - кувшинчик, «вазка» - вазочка). Подобные ошибки в
качестве единичных могут встречаться
у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.
Большое число ошибок приходится на образование относительных
прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами,
растениями и т. д. («пухавый», «пуховный» - платок; «клюкин», «клюкный»
- кисель; «стекляшкин», «стекловый»- стакан и т. п.).
Звуковое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают
наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (отмечаются нарушения произношения свистящих, шипящих , Л, ЛЬ, Р,Рь,
дефекты озвончения и смягчения).
Недостаточное развитие
фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно
не формируется готовность к звуковому
анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Характеристика четвертого уровня
Незначительные изменения всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения
имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р'], [Л - Л'], [j], [Щ - Ч -
Ш], [Т' - Ц - С - С'] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой
структуры, ребенок понимает значение слова, не удерживает в памяти
фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных
вариантах:
• персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» -
библиотекарь;
• перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт;
• элизии (сокращение гласных при стечении);
• парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист;
• в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист;
• добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи».
Все это прослеживается в сравнении с
нормой, т.о. четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения
нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости.
|