Дети и творчество – понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по
своей природе – созидатель, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у
нас, взрослых. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают
себе в идеалы безобразное. Тяга к искусству, как к воплощению всего
прекрасного, что только может существовать на свете, можно увидеть даже в том,
как ребёнок пытается рисовать.
Да, именно так – детские рисунки это не только отличный материал для работы
детского психолога творчество дети, но ещё и способ для ребёнка проявить себя. Развитие
творчества детей – одна из наших обязанностей.
Обладая тонким эстетическим
чутьём, дети останавливают свой выбор на том, что им больше всего мило творчество
ребёнка, и родители должны ориентироваться именно на этот выбор. Развитие
творчества детей должно проходить в гармонии с их внутренним миром, и понять,
что ему нужно, ребёнок поможет сам. Просто приглядитесь к тому, как ребёнок
любит больше всего проявлять себя.
Творчество – процесс освобождения внутренней
энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая.
Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку
творчество дети. Ведь всякий человек по природе – творец. Творчество человека
происходит во всём, и происходило в стародавние времена даже с изобретением
колеса и повозок. Без творчества человечества просто не существовало бы!
Творчество ребёнка – важный элемент
становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно
переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он
учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые
необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и
красивей.
Без преувеличения – наш священный долг
помогать ребёнку нащупать тонкие нити прекрасного развитие творчества детей и
попробовать исправить этот мир хотя бы в деталях. Творчество ребенка
может проявляться не только в его делании рисовать или петь, оно также
проявляется даже в том, как он поставит перед собой тарелку и разложит столовые
приборы. Ведь творческий по натуре человек всегда делает всё не совсем так, как
другие. Конечно, в будущем творческий человек может столкнуться с рядом
специфических проблем, но именно творчество подскажет ему путь к их разрешению.
Помните, что если в вашем ребёнке появились
зачатки творчества – вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит
его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими
красками творчества.
Одним
из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий
подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Данная задача
должна решаться во всех сферах жизни ребенка: в отношении к природе, рукотворному
миру, в том числе искусству - во всех видах деятельности. Безусловно, игра и
художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности.
Педагог
должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим,
ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного,
нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п.
должна органично войти в жизнь ребенка.
Другое
важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной
жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение
его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта,
который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым
для работы воображения.
Этот
опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия,
игры) и служит основой реализации творческого начала в художественной деятельности.
Другое
условие развития изобразительных способностей - обучение, как организованный
взрослым процесс передачи и активного усвоения ребенком изобразительной
деятельности в целом (мотивов, способов действия, всей сложной системы
изображения) т.е. в сферу обучения входит и формирование способности
эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое
мировосприятие в художественной форме.
Большую
роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем
ее многообразии.
Следует
чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо
привлекать ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к явлениям
природы (снег, дождь).
При
правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное
представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может
сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о
природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной
деятельности. Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту
природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка.
Для
обогащения знаний ребенка о природе (животных,
явлениях природы),
о поведении в ней человека и т.д. следует использовать: слайды, видеофильмы,
мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи),
наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое
педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический
вкус, познавательную сторону. Яркие цвета могут вызвать у ребенка большой
психологический настрой, вдохновение. Вполне реально могут проступить таланты у
ребенка даже в других сферах деятельности.
|