Массаж как совокупность приемов механического
воздействия на различные участки тела человека является весьма эффективным
методом лечения и профилактики различного рода расстройств. Безусловно, массаж
должен занимать почетное место в коррекции речевых нарушений.
Сущность массажа сводится к механическому
дифференцированному воздействию на отдельные ткани и органы, чем при
артикуляционной и пальчиковой гимнастик, так как ребёнок не всегда может
фиксировать и достигать нужной амплитуды движений.
Положительных результатов при коррекции речи
можно достигнуть, если артикуляционная гимнастика, пассивная гимнастика,
пальчиковая гимнастика и массаж будут сочетаться.
Массаж приносит большую пользу: снимает у
детей напряжение, улучшается кровоснабжение, уменьшает напряжение мышц или
активизирует, дыхание и сердцебиение замедляются, а ребёнок успокаивается и расслабляется,
что положительно влияет на центральную нервную систему.
Начинать надо постепенно, с упражнений,
которые приятны ребенку, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся
ребенку.
Предлагать делать часть упражнений
самому. Возможно, он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на
себе.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Массаж лица и органов артикуляции
1. Массаж мышц лица
Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья)
движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и
кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по
часовой стрелке, так и против часовой стрелки.
Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу
варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными,
начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков
- вниз.
Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу
ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам
и губам ребенка.
Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по
щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а
его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.
Упражнение №4. Похлопывание указательным и
средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»
Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
- «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
- «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
- «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и
верхней губе),
- «И - звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).
Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения
боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.
Упражнение № 7. Рубящие движения ребром
указательного пальца в направлении от висков ко рту.
Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и
придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это
учит сглатывать слюну.
2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка
(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).
1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой
стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь
вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой
указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения
выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев
на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при
произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до
смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного
пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков
или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в
рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения,
поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или
бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними
зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».
Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и
поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать
рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно.
Механическое воздействие на ткань – это не
всегда приятно! Некоторые дети наотрез отказываются от массажа и даже от помощи
шпателей и зондов, которые мы используем для постановки звуков. Приучать детей
к массажу необходимо постепенно, сведя к минимуму неприятные ощущения при
массаже или хотя бы "замаскировать” их.
Тут на помощь приходят разнообразные
сказочки, стихи, которые очень нравятся детям. Сказки и песенки подбираются с учётом возраста
детей . Только в этом случае, если они будут интересны малышам, массаж станет
для них радостным событием. Логопед во время чтения стихов и сказок внимательно
следит, в каком месте нужны паузы для массажа и в какой продолжительности.
Прежде чем начинать "играть в массаж”, детям выставляется иллюстрация с
картинками. После рассматривания, логопед читает детям и представляет
предстоящие действия.
|