1. В отношениях с
ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом
случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи.
Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но
чувствительны к малейшей похвале.
2. Не прибегайте к физическому наказанию. Помните, что ваши отношения с
ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен
чувствовать вашу помощь и поддержку.
Совместно решайте возникшие трудности.
3. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и
"нельзя".
4. Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это
делаете.
5. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно
(ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их
за него.
6. Заведите "Дневник самоконтроля" и отмечайте в нем вместе с
ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних
обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних
заданий.
7. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок
отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушками,
сладостями или давно обещанной поездкой).
8. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку.
Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
9. Определите для ребенка рамки поведения — что можно и что нельзя.
Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие
определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для
всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их
отстраняли от требований, которые
применяются к другим.
10. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а
не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и
здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
11. Вызывающее поведение Вашего ребенка — его способ привлечь Ваше внимание.
Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с
другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим
социальным навыкам.
12. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход
ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его
соблюдение.
13. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы
предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество
предметов, которые могут отвлекать,
рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим,
преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате
спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания и гантели для соответствующего
возраста, эспандеры, коврик и др.).
14. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем
предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
15. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок,
во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание.
Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
16. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах,
на рынках и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.
17. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению
самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу
сидеть у телевизора.
18. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему
ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать
неуправляемым.
19. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед
тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
20. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
21. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна
ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег,
спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не
переутомляйте ребенка.
22. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать
себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то
"докой". Задача родителей — найти те занятия, которые бы удавались
ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут "полигоном" для
выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят
своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках,
особенно в таких, где значительные нагрузки на память и внимание, а также, если
ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.
|